Форум ориентировщиков
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Форум ориентировщиков

северодонецкого сайта ориентирования


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Структура технико- тактической подготовленности ориентировщиков.

На страницу : Предыдущий  1, 2, 3, 4  Следующий

Перейти вниз  Сообщение [Страница 2 из 4]

26Структура технико- тактической подготовленности ориентировщиков. - Страница 2 Empty Глобальное чтение карты. Пн Янв 30 2012, 08:37

fort


Судья 1 категории

Структура технико- тактической подготовленности ориентировщиков. - Страница 2 Img017а
При тренировке в глобальном чтении карты акцент делается на поддержание высокой скорости бега. Для этого применяются методы выборочного и обобщающего чтения карты. Выборочное чтение карты применяется, как правило, в условиях избытка информации, то есть, при высокой плотности ориентиров, но может применяться и как раз в противоположной ситуации, когда надежные для опознания объекты появляются в поле зрения лишь эпизодически. При выборочном чтении карты внимание обращают только на отдельные характерные ориентиры, которые легко распознаются на бегу.Для этого требуется умение находить такие объекты на карте и распознавать их на местности. Важно поддерживать активный характер ориентирования, то есть, сначала находить такие объекты на карте, создавать их зрительный образ, а потом ожидать их появления на местности и опознавать их по внешнему виду. Очень существенным фактором для надежного опознания таких объектов является не только их схожесть с тем, что отражено на карте, но также и их расположение в пространстве, иными словами, ожидаемый объект должен появиться в нужном направлении и на нужно расстоянии. Пассивный характер ориентирования, то есть попытка "зацепиться" глазами за какой-либо выдающийся ориентир на местности, а потом уже искать его на карте, допустим только в случаях возникновения сомнений или при частичной потере связи карты с местностью.
При выборочном чтении карты спортсмен знает свое местоположение на карте с постоянно меняющейся погрешностью. Время от времени он определяется с точностью до размеров опознаваемого им ориентира, в промежутках между такими точками он знает лишь, что находится между последним опознанным ориентиром и ближайшим ориентиром, который ему предстоит увидеть и опознать.
Обобщающее чтение карты также применяется в условиях высокой плотности ориентиров, но еще и в тех случаях, когда в поле зрения находятся только объекты крупных и средних размеров. Однако, в отличие от выборочного чтения карты, внимание обращается только на крупные ориентиры или совокупности мелких ориентиров, которые могут быть восприняты как единое целое. Так, например, если на карте среди относительно плоского и невыразительного рельефа выделяется область мелкого рельефа размером 200 на 300 метров, а до КП еще далеко, и нам совершенно не обязательно знать с большой степенью точности, где мы находимся, то вся эта зона может быть воспринята как один крупный площадной ориентир. Такую же роль могут играть скопления точечных ориентиров, например, камней. Важно, чтобы примерные границы зоны компактного расположения объектов можно было различить на местности визуально. К обобщающему чтению карты относится также умение различать среди скопления мелких деталей рельефа более крупные формы. Отработка навыков глобального чтения карты производится на специально спланированных дистанциях, на которых КП располагаюся на крупных или легко обнаруживаемых визуально объектах, с тем, чтобы взятие КП не представляло собой сложной технической задачи, и спортсмен мог бы поддерживать высокую скорость на всем протяжении дистанции.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Технический прием "ориентирование с помощью бега по направлению" (или просто "бег по направлению") предполагает умение выходить в заданную точку преимущественно за счет движения в заданном направлении, прибегая к чтению карты в качестве вспомогательного средства. Основой успешного применения этого технического приема является уверенное владение техническими элементами пространственного ориентирования, такими как бег по направлению и оценка пройденного расстояния. Отметим лишь, что при наличии протяженных линейных ориентиров справа и слева от предполагаемого направления движения можно использовать такие разновидности этого приема как "бег в мешок" и "бег с упреждением".
"Бег в мешок" - это бег в направлении объекта, который имеет четко видимые границы на подходе к нему как с правой, так и с левой стороны,причем бег вдоль любой из этих границ приводит в конечном итоге к цели. Примером такой ситуации является бег в направлении перекрестка дорог или просек.
Структура технико- тактической подготовленности ориентировщиков. - Страница 2 Img018
"Бег в мешок" - это самый безопасный и скоростной технический прием, допускающий передвижение с высокой скоростью при минимальном контроле над выдерживанием направления. В самом деле, куда бы вы ни отклонились, вправо или влево, вы все равно в конечном итоге придете к цели. В качестве боковых сторон такой естественной ловушки могут служить различные линейные ориентиры, в том числе и протяженные формы рельефа или четкие границы площадных ориентиров. Ситуации, способствующие использованию этого технического приема, встречаются при прохождении дистанции довольно часто, и надо стремиться использовать их для повышения скорости передвижения и надежности ориентирования.
Если объект, служащий в качестве цели, имеет "перила" только с одной стороны, то возникает ситуация для "бега с упреждением".
Структура технико- тактической подготовленности ориентировщиков. - Страница 2 Img019
В этом случае мы можем позволить себе заведомо отклониться от заданного направления в одну сторону, чтобы попасть на выводящий линейный ориентир. "Бег с упреждением" - это своего рода "односторонний бег в мешок". Такой технический прием более сложен как в планировании, так и в исполнении, и требует значительно большей осторожности, чем просто "бег в мешок". Ситуации, способствующие применению "бега с упреждением", встречаются на дистанции не реже, чем ситуации для "бега в мешок", но разглядеть их, спланировать свои действия, а главное, безошибочно выполнить "бег с упреждением", значительно труднее.
Особо следует выделить такую разновидность технического приема "ориентирование с помощью бега по направлению", как "точный азимут", применяемую непосредственно при выходе на КП с последней привязки в условиях плохой видимости или низкой плотности ориентиров.
Структура технико- тактической подготовленности ориентировщиков. - Страница 2 Img019а
Здесь допустимы лишь очень малые отклонения, к тому же, необходим контроль расстояния. Наличие или отсутствие промежуточных ориентиров определяет как частоту обращения к компасу, так и возможность контроля пройденного расстояния по методу эталонных отрезков. При отсутствии такой возможности приходится прибегать к счету шагов ( к счастью. такие ситуации в современном ориентировании встречаются очень редко).

http://kompas-sport.ho.ua/

28Структура технико- тактической подготовленности ориентировщиков. - Страница 2 Empty Тактика ориентирования. Ср Фев 01 2012, 14:01

fort


Судья 1 категории

К тактике ориентирования относятся такие действия как выбор варианта, тактическое планирование этапа между КП, регулирование скорости, а также специфические тактические действия, связанные с конкретной соревновательной ситуацией, например, на первом этапе или на финише эстафеты, при очной борьбе с соперником и т.п.

http://kompas-sport.ho.ua/

29Структура технико- тактической подготовленности ориентировщиков. - Страница 2 Empty Выбор варианта. Ср Фев 01 2012, 14:37

fort


Судья 1 категории

Расстояние между двумя КП можно преодолеть бесчисленным множеством различных вариантов, даже если наиболее быстрый и логичный путь всего один. Главная задача ориентировщика - преодолеть отрезок между КП как можно быстрее. Для этого нужно бежать с максимально возможной скоростью по наиболее скоростному варианту и не совершать ошибок в ориентировании, приводящих к потерям времени. Постоянно бежать с максимально возможной скоростью невозможно физически, поэтому скорость приходится регулировать. Бежать нужно по наиболее скоростному варианту, то есть, из двух и более возможных путей движения между КП нужно выбрать тот, прохождение которого одним и тем же спортсменом в одних и тех же условиях займет меньше времени. Необходимо также максимально сократить потери времени на ориентирование и уж тем более не совершать ошибок, которые приводят к серьезным потерям времени. Что же поставить во главу угла при выборе варианта - скорость или надежность? Постараемся найти ответ на этот философский вопрос.
Итак, перед нами стоит задача выбрать наиболее быстрый путь до следующего КП. При этом предстоит принять во внимание такие влияющие на выбор пути факторы как дорожная сеть, проходимость, состояние грунта и рельеф. Первые три фактора можно объединить в одну группу, связанную с проходимостью, то есть скоростью бега по местности различного типа.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

В соревновательных условиях выбор варианта осуществляется практически интуитивно. Это связано, во-первых, с жестким лимитом времени, во-вторых, с невозможностью прибегнуть к измерениям и вычислениям. После прохождения дистанции, в спокойной обстановке всегда есть возможность проанализировать выбранные варианты и определить, какой их них был оптимальный, а какой привел к потерям времени. Для количественной оценки правильности сделанного выбора нужно сравнить так называемые эквивалентные длины того или иного варианта, чтобы выбрать быстрейший из них. Под эквивалентной длиной варианта следует понимать такое расстояние, какое спортсмен может пробежать по дороге или хорошей тропе без подъемов или спусков за это же самое время, за которое он способен преодолеть отрезок до КП по выбранному им варианту.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Рельеф местности оказывает серьезное влияние на скорость бега . Бежать в гору заметно труднее, чем по ровному месту. Скорость бега в подъем в значительной мере зависит от развиваемого усилия. Не секрет, что ориентировщик зачастую ускоряется при преодолении подъемов, особенно коротких и крутых, чтобы избежать значительных потерь времени. Однако постоянно бежать с интенсивностью, существенно превышающей среднедистанционную, невозможно физически, поэтому мы будем исходить из того, что во время прохождения дистанции интенсивность бега примерно постоянная.
Для оценки влияния рельфа на "удлинение" дистанции необходимо подсчитать отдельно суммарный набор высот при подъемах и суммарную потерю высоты на спусках, а затем разделить полученные значения на длину перегона или всей дистанции(и перевести в проценты). Для оценки вариантов движения на перегоне в качестве делителя следует брать длину варианта.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Принцип скорейшего достижения цели.
Выбирать следует самый быстрый вариант(то есть, вариант с наименьшей эквивалентной длиной). Исключения из этого правила могут быть обусловлены применением других принципов, описанных ниже, главным образом, принципа надежности ориентирования.
Принцип надежности ориентирования.
Следует избегать вариантов,которые могут привести к ошибкам в ориентировании. Например, при наличии длинного азимутного хода в условиях плохой видимости и отсутствии надежных опорных ориентиров, что может привести к значительным отклонениям при беге в заданном направлении по компасу, желательно просмотреть альтернативные варианты.
Принцип уменьшения риска.
Следует избегать вариантов, которые выглядят сомнительно с точки зрения проходимости. Так,например, даже узкая полоска 100% "зеленки" может оказаться абсолютно непроходимой. То же самое относится к непроходимым скалам и болотам, водным преградам, грунтовым обрывам, заборам и оградам. Следует, по возможности, избегать больших пространств, обозначенных второй градацией проходимости, поскольку согласно описанию данных условных знаков скорость бега внутри таких участков может снижаться на 80%, что соответствует пятикратному обходному пути.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Принцип экономичности.
При наличии двух более-менее равноценных вариантов выбирать следует тот, где условия бега требуют меньших энергозатрат, то есть отсутствуют крутые подъемы и спуски, труднопроходимые участки и другие естественные препятствия, иными словами, более удобный для бега вариант. Этот принцип не должен вступать в противоречие с принципом скорейшего достижения цели - более удобный вариант не должен по времени прохождения существенно отличаться от самого быстрого.
Принцип учета индивидуальных особенностей.
У каждого ориентировщика есть свои сильные и слабые стороны.Один обладает хорошими силовыми качествами, легко в гору и по болоту, зато не любит бегать по дорогам, другой, наоборот, обладает хорошей легкоатлетической подготовкой и быстро бежит по дороге, но не любит преодолевать участки густой растительности и завалы в лесу. Третий может быть относительным "тихоходом", но зато почти не теряет времени при беге по зарослям и бурелому. И,наконец, есть всесторонне подготовленные спортсмены, которые не теряются в любой ситуации. Естественно, что каждый из них будет выбирать такой вариант, на котором он лучшим образом проявит свои сильные стороны и скроет слабые.
Выбор варианта зависит также и от того, находится ли ориентировщик в начале пути, пока он еще бежит со свежими силами, или же ближе к концу, когда начинает сказываться общее физическое утомление. В последнем случае надо строго соблюдать принцип экономичности и стараться избегать участков, прохождение которых требует больших физических усилий.



Последний раз редактировалось: fort (Пн Фев 13 2012, 09:08), всего редактировалось 1 раз(а)

http://kompas-sport.ho.ua/

34Структура технико- тактической подготовленности ориентировщиков. - Страница 2 Empty Критерии выбора пути. Вс Фев 12 2012, 05:53

fort


Судья 1 категории

Еще раз повторим - у спортсмена нет возможности производить сложные расчеты и измерения. Чем же руководствоваться при сравнении вариантов? При выборе обходных вариантов по дорогам надо опираться на цифры. Участки "белого" леса следует обходить по дорогам при обходном коэффициенте не более 1,2. Участки первой градации проходимости - при обходном коэффициенте не более 1.5-1.6, а участки второй "зеленки" рационально обходить по чистому лесу или по дорогам при двукратном (а иногда и трехкратном) удлинении пути.
Каждые 5 метров набора высоты на подъемах средней крутизны "удлиняют" путь на 25-30 метров по отношению к бегу по равнине, на более крутых подъемах эта величина может достигать 40 и даже 50 метров. Крутые спуски не дают преимущества в скорости, и даже наоборот, существенно замедляют движение. То же самое относится к траверсам крутых склонов.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Алгоритм выбора варианта на слабопересеченной местности с относительно хорошей проходимостью:
1.В первую очередь оцениваем наиболее короткий вариант.
2.Если этот вариант приемлем, на всякий случай быстро оцениваем обходные варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если они дают достаточно очевидное преимущество.
3.Если прямой вариант неудобен для бега, более внимательно присматриваемся к обходным вариантам. Останавливаемся на прямом варианте только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Алгоритм выбора варианта в горной местности:
1.В первую очередь находим и оцениваем вариант с наименьшим набором высоты.
2.Если этот вариант не слишком длинный, рассматриваем его как основной, но на всякий случай оцениваем другие варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если они дают достаточно очевидное преимущество, возможно, за счет более удобного бега по дорогам.
3.Если вариант с наименьшим набором высоты слишком длинный, неудобный для бега или проблематичен с точки зрения ориентирования, настойчиво ищем другие варианты. Останавливаемся на первом (с наименьшим набором высоты) только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.
Алгоритм выбора варианта в условиях плохой проходимости:
1.В первую очередь находим и оцениваем вариант, проходящий по дорогам или наиболее "чистым" участкам.
2.Если этот вариант не слишком длинный,рассматриваем его как основной, но на всякий случай оцениваем другие, более короткие варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если проходимость участков, по которым проходит вариант, вполне удовлетворительная. Полностью отбрасываем сомнительные варианты, например, проходящие через 100% "зеленку".
3.Если основной вариант слишком длинный или проблематичен с точки зрения ориентирования, настойчиво ищем другие варианты. Останавливаемся на первом (наиболее удобном для бега) только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.
Помните то, о чем не раз упоминалось: хороший начальник дистанции всегда спланирует трассу так, что самый сложный вариант оказывается самым быстрым. Совершенствуйте свое техническое мастерство и смело идите на такие варианты.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

После того, как вариант бега до КП выбран хотя бы в общих чертах, необходимо определить,за счет чего он будет реализован. Тактическое планирование включает в себя определение технических приемов ориентирования, с помощью которых будет решаться задача скорейшего преодоления этапа до очередного КП, границ участков скоростного ориентирования, точного ориентирования, так называемой "переходной зоны", а также "точками атаки КП".
Главным противоречием в ориентировании является противоречие между скоростью бега и точностью ориентирования. Устранить его можно, разбив этап на две составные части - участок скоростного ориентирования и участок точного ориентирования. На первом участке основной задачей является поддержание высокой скорости бега с сохранением такого уровня надежности и точности ориентирования, который в дальнейшем позволит перейти к точному ориентированию без особых проблем. Иными словами, в начале этапа мы жертвуем точностью ради скорости, а в конце - скоростью ради точности. Так как точное ориентирование предполагает знание своего местоположения с малой степенью погрешности, а на участке скоростного ориентирования эта погрешность может достигать значительно большей величины, необходим переходной отрезок, задача которого состоит в уменьшении погрешности в определении своего местоположения до уровня, достаточного для безошибочного выхода на КП.
Структура технико- тактической подготовленности ориентировщиков. - Страница 2 Img015а
Прямым следствием тактического разбиения этапа является так называемый "принцип светофора",применяемый для регулирования скорости бега с ориентированием. На участке скоростного ориентирования горит зеленый свет, в переходной зоне - желтый, а при выходе на КП - красный. Так можно доходчиво объяснить, что в начале этапа скорость максимальная, по мере приближения к КП скорость снижается, а при выходе на КП во главу угла ставится точность, ради которой можно пожертвовать скоростью.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Структура технико- тактической подготовленности ориентировщиков. - Страница 2 Img0151
Данная схема тактического деления ("грубое" ориентирование - переход от "грубого" к "точному" ориентированию - "точное ориентирование) была предложена скандинавскими тренерами и полностью отвечает особенностям ориентирования на скандинавской местности, то есть в условиях среднепересеченной местности с однородной проходимостью, высокой плотностью ориентиров и слабо развитой дорожной сетью. В самом деле, если выигрышным является бег по прямой линии, то в начальной части такого этапа спортсмен может позволить себе ориентироваться с некоторой погрешностью и даже отклониться от прямой линии на несколько десятков метров. С точки зрения геометрии такое отклонение не приведет к существенному удлинению пройденного пути.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Так, например, на этапе длиной 1000м отклонение от прямой на 100м в сторону вплоть до середины этапа (с последующим выходом на КП по прямой) приведёт к тому, что пройденное расстояние составит 1020м. Двадцать метров "лишнего" пути не окажут заметного влияния на результат, особенно в том случае, когда отклонение было заранее спланировано с целью повышения надёжности выхода на промежуточную привязку при применении приёмов скоростного ориентирования (например, при беге в "мешок" или с "упреждением"). Однако если спортсмен отклонится от прямой линии на те же 100м непосредственно при выходе на КП, то "лишний" путь может составить 100м и более. Отсюда следует вывод, что точность выдерживания направления очень важна на заключительной части этапа, но не столь существенна в его начальной части. То же самое касается точности знания своего местоположения. В начале этапа даже при частичной потере контакта с картой у спортсмена есть время и пространство для того, чтобы определиться на местности, используя чёткие ключевые ориентиры. В заключительной части этапа, при выходе на КП, такие потери недопустимы, так как восстановление контакта с картой может произойти слишком поздно, в стороне от КП или позади него.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Чем ближе контрольный пункт, тем меньше допустимая погрешность в определении своего местоположения. Необходимая точность ориентирования при взятии КП определяется как размерами объекта КП, так и расстоянием, с которого он хорошо виден и может быть надёжно опознан. Естественно, что даже при самом точном способе ориентирования погрешность выхода на КП возрастает с удалением от исходного ориентира, следовательно, в качестве последней привязки для "атаки КП" должен быть выбран ориентир, сопоставимый по размерам с объектом КП. На точечный ориентир следует выходить только с точечного, на площадной ориентир можно выходить с площадного, размеры которого не превышают размеры объекта КП. Некоторые отступления от этого правила можно позволить только при очень хорошей видимости и сравнительно невысокой плотности однородных объектов в районе КП, да и то не всегда. Если в районе КП, расположенного, например, на камне, в пределах видимости находится несколько камней, вас не спасёт даже очень хорошая видимость в лесу, если не будет обеспечена точность выхода на КП. В самом деле, бегать среди камней и заглядывать за каждый из них - это не самый быстрый и надёжный способ взятия КП.
Запомните "золотое" правило: при выходе на КП с точки "атаки" обязательно проконтролируйте направление движения по компасу, даже если вы абсолютно уверены, что выйдете на КП и без помощи магнитной стрелки. Любое отклонение от прямой в непосредственной близости от КП - это лишний "довесок" к дистанции в виде нескольких десятков, а иногда и сотен метров.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Теперь вернёмся к сути вопроса - тактическому планированию. После того, как выбран самый быстрый вариант, следует определить "точку атаки КП" и способ ориентирования на заключительной части. Здесь выбор невелик - основных приёмов точного ориентирования всего два - "точный азимут" или "подробное чтение карты", причём чаще всего используется комбинированный приём, а именно, подробное чтение карты, подкрепляемое контролем направления по компасу с высокой степенью точности. Затем необходимо определить способ перехода от скоростного ориентирования к точному. Здесь возможны следующие варианты: заранее спланированный выход на "точку атаки" или определение "переходной зоны", в пределах которой необходимо свести погрешность местонахождения до минимума. То, какому из двух вариантов отдать предпочтение, зависит от конкретной ситуации. Если "точка атаки КП" представляет собой достаточно крупный и характерный ориентир, выход на который может быть осуществлён методами скоростного ориентирования, то следует пользоваться первым методом. Если же в районе, расположенном непосредственно перед КП, нет ярко выраженных, легко опознаваемых и достаточно крупных ориентиров, то надо воспользоваться вторым методом. Суть его состоит в том, что в пределах "переходной зоны" происходит постепенное снижение скорости, увеличение частоты обращения к карте и, как следствие, снижения погрешности местонахождения до уровня, позволяющего безошибочно выйти на КП. В этом случае можно говорить уже не о "точке атаки", а скорее о "зоне атаки КП". Первый вариант чаще используется на так называемой "европейской" или "континентальной" местности, второй - на местности "скандинавского" типа.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Последний шаг в тактическом планировании - выбор технического приёма скоростного ориентирования - не представляет труда, так как он полностью зависит от выбранного варианта - при беге по дорогам это "линейное" ориентирование, при беге напрямик - чаще всего "бег в направлении", подкрепляемый, как правило, выборочным или обобщающим чтением карты.
С точки зрения достижения максимально возможного результата участок точного ориентирования и "переходная зона" должны быть как можно меньше, и к этому надо, в принципе, стремиться, не нарушая при этом принципа безопасности ориентирования. Для соблюдения этого принципа необходимо оставить себе достаточное пространство перед КП для заблаговременного снижения скорости и повышения точности ориентирования.
Описанная выше схема может рассматриваться как общий случай тактического планирования, однако возможны как частные случаи, так и исключения из общих правил.
Во-первых, на отдельных этапах с решающим выбором варианта (особенно в горной местности) КП могут располагаться в очень простых ситуациях, практически не требующих перехода к точному ориентированию. Во-вторых, на коротких и сверхкоротких этапах участок скоростного ориентирования может вообще отсутствовать.
И, наконец, возможны комбинированные ситуации, когда в середине этапа находится некая ключевая точка, прохождение которой обязательно с точки зрения реализации выбранного варианта движения. Предположим, что посреди сравнительно длинного этапа, пробегаемого практически напрямик, расположен участок непроходимого леса, через который ведёт тропинка, хорошо заметная только на границе этого участка и внутри него. В этом случае начало тропинки можно рассматривать как некий дополнительный КП со всеми вытекающими последствиями, а именно, с необходимостью применения приёмов точного ориентирования в средней части этапа во избежание крупных потерь времени.

http://kompas-sport.ho.ua/

43Структура технико- тактической подготовленности ориентировщиков. - Страница 2 Empty Тактическая дисциплина. Пт Фев 24 2012, 07:23

fort


Судья 1 категории

Приведенные выше примеры подтверждают, что полная схема тактического планирования зачастую трансформируется в нечто более упрощенное, к тому же на практике в соревновательных условиях у спортсмена нет времени долго размышлять над выбором пути и составлением тактической схемы прохождения этапа между КП. Опытные ориентировщики не испытывают в этом особой необходимости, они просто бегут по дистанции и почему-то всё и всегда делают правильно. Потом уже, во время разбора дистанции, выясняется, что их действия полностью или хотя бы частично вписываются в приведенную выше общую тактическую схему. Этого нельзя сказать о начинающих или малоопытных ориентировщиках, которые регулярно совершают ошибки. Практика показывает, что у начинающих ориентировщиков большинство ошибок носит технический характер, то есть они просто ещё недостаточно хорошо умеют ориентироваться и выполнять основные технические приёмы. Но как объяснить те ошибки, которые совершают ориентировщики со стажем, которые вроде бы должны уметь всё? Анализ показывает, что опытные спорсмены совершают тактические ошибки чаще, чем чисто технические. Проанализировать такие ошибки, систематизировать их и избежать повторения в дальнейшем можно только путём тщательного разбора своих действий после каждой дистанции, в том числе тренировочной. Разберите каждый этап с точки зрения выбора пути и тактической схемы. Оцените качество исполнения технических приёмов, и у вас появится богатый материал для анализа.
Приучать себя к тактической дисциплине надо во время тренировок с ориентированием и соревнований невысокой или средней значимости. Пожертвуйте несколькими секундами на каждом КП во время тренировок или второстепенных соревнований, тщательно выберите вариант и составьте тактическую схему прохождения этапа. Затраченное вами время, может быть, не окупится на данных соревнованиях, но сослужит вам хорошую службу в дальнейшем. Очень полезно проводить специальные тренировки с картой, когда выбор варианта и тактическое планирование выполнены предварительно, до выхода на дистанцию. Пробежав несколько раз предварительно разобранные дистанции, вы убедитесь в том, какую важную роль играет тактическое планирование, как оно позволяет избегать ничем не оправданных ошибок. В дальнейшем тактическая дисциплина должна закрепиться на уровне подсознания. Это значит, что на дистанции вам не нужно будет объяснять себе, что и как надо сделать, но после прохождения трассы анализ подтвердит, что с тактической точки зрения дистанция пройдена безупречно.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Скорость бега в ориентировании необходимо регулировать по следующим причинам. Во-первых - из чисто физиологических соображений (с точки зрения раскладки сил на дистанции), а во-вторых - для соблюдения принципа безопасности ориентирования и правильного выполнения технических приемов, так как каждый из них выполняется на различной скорости. Рассмотрим первый аспект проблемы - физиологический.
Из спортивной физиологии известно, что непрерывная физическая работа продолжительностью около 60 минут выполняется на уровне интенсивности, соответствующем анаэробному порогу (АнП). В лёгкой атлетике на уровне элиты такой работой является часовой бег, бег на 20км или полумарафон. При продолжительности работы до 2 часов и более интенсивность снижается примерно на 5%, а при беге на более короткие дистанции, напротив, возрастает. Так например, скорость бега на дистанциях 5000 и 10000 метров составляет примерно 110 и 105 процентов по отношению к скорости бега на уровне АнП соответственно. Основными индивидуальными дисциплинами в современном ориентировании являются спринт (продолжительность бега около 15 минут), средняя дистанция (30-35 минут), длинная дистанция (90-100 минут). Однако различия в скорости бега на этих дистанциях не так заметны, как в гладком беге, и объясняются они, главным образом, условиями бега (например, спринтерские дистанции принято проводить в лесопарках или даже в городских кварталах), а не продолжительностью физической нагрузки. Дело в том, что необходимость постоянно обращаться к карте и компасу или, проще говоря, ориентироваться, накладывает ограничения на скорость бега.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Одно время было принято считать, что уровень АнП является предельным уровнем нагрузки на дистанции ориентирования, поскольку при более интенсивной нагрузке происходит повышение содержания молочной кислоты (лактата) в крови, что неизбежно сказывается на работе головного мозга. Однако дальнейшие исследования показали, что дело обстоит совсем не так. Повышение уровня лактата в крови не оказывает существенного влияния на работу головного мозга благодаря наличию так называемого гемоэнцефалического барьера, и снабжение мозга кислородом на необходимом уровне не нарушается даже при запороговых скоростях. В дальнейшем, с появлением спринтерских дисциплин в ориентировании это положение нашло практическое подтверждение. На коротких дистанциях так называемого "паркового" ориентирования спортсмены элиты способны работать с интенсивностью, существенно превышающей уровень анаэробного порога.
Тем не менее, для каждой из дистанций существует свой физиологический предел скорости. Для 15-минутной работы таковым является скорость на уровне 110% от пороговой, для 30-минутной - 105%, а для 100-минутной -96%. Фактически же среднедистанционная скорость оказывается ниже предельной из-за неизбежных затрат времени на технические действия (работа с картой и компасом, отметка на КП).

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Чем выше уровень технического мастерства спортсмена, тем ближе к предельно возможному может оказаться его результат. То же самое относится и к технической сложности трасс - на сравнительно простых дистанциях "паркового" ориентирования затраты времени на технические действия у ориентировщиков элиты не превышают 5-7% от общего времени прохождения дистанции, в то время как на технически сложных трассах с относительно большим количеством КП они могут достигать 10-15% и более.
На практике при выборе скорости бега спортсмен в большей степени руководствуется тем, как он справляется с техническими задачами, и в меньшей степени озабочен раскладкой сил, поскольку необходимость решать задачи ориентирования на бегу является основным ограничителем скорости. Варьирование скорости бега по дистанции происходит в некоторых не слишком широких пределах, и связано оно, главным образом, с различной технической сложностью задач в пределах этапа между КП. Так, например, на участках "грубого" (скоростного) ориентирования можно поддерживать более высокую скорость бега, а при выходе на КП скорость бега неизбежно снижается. Даже те 3-5 секунд, которые тратит спортсмен при отметке на КП и просмотре карты в начале очередного этапа, дают некоторую физиологическую передышку его организму и позволяют на отдельных отрезках поддерживать более высокую скорость, чем среднедистанционная, обусловленная физиологическими ограничениями.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Теперь рассмотрим более подробно вопрос о регулировании скорости в связи с техническими действиями. На участках скоростного ориентирования при выполнении таких технических приемов, как бег по линейным ориентирам, бег в направлении (в особенности бег "в мешок" или с "упреждением"),спортсмен может поддерживать более высокую скорость бега, чем при выполнении приёмов точного ориентирования. При этом скорость бега должна определяться, в первую очередь, тем, успевает ли спортсмен справляться с потоком информации и принимать правильные решения (при строгом соблюдении принципа безопасности ориентирования). Главным критерием правильного выбора скорости можно считать способность спортсмена контролировать ситуацию, а именно:
- предвидеть появление в поле зрения тех или иных существенных для ориентирования объектов и быть способным их надёжно идентифицировать;
- знать в каждый момент времени, каковы будут дальнейшие действия при достижении очередной промежуточной цели;
- знать границы так называемого "коридора безопасности", выход за пределы которого означает отклонение от намеченного пути и/или грозит потерей контакта с картой;
- ощущать способность поддерживать данную скорость бега без риска преждевременного физического истощения организма, когда скорость бега и качество работы головного мозга могут резко упасть без шансов на быстрое восстановление сил.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Поскольку участки точного и скоростного ориентирования неизбежно чередуются между собой, искусство регулирования скорости приобретает особое значение для достижения максимально возможного результата.То же самое относится к таким внешним факторам, как рельеф местности и условия проходимости. Если проходить подъёмы и спуски с одной и той же среднедистанционной интенсивностью, то скорость бега в гору будет слишком низкой, и выигрыш в скорости при беге под гору не сможет компенсировать эти потери. Участки плохой проходимости могут быть пройдены при пониженных значениях ЧСС, а "отыгрываться" следует при беге по дорогам и по чистому лесу.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Данные подтверждают вполне очевидный факт, что приемы "грубого" ориентирования выполняются на более высокой скорости, чем приемы "точного" ориентирования. "Бег в направлении"-самый скоростной технический прием, а "точный азимут со счетом шагов", напротив, самый медленный. При ориентировании за счет чтения карты скорость исполнения варьируется в меньших пределах, чем при пространственном ориентировании, и зависит главным образом от того, какие объекты и с какой частотой встречаются на местности.
При частичной потере контакта с картой, а также при возникновении технических ошибок того или иного рода, вызывающих снижение скорости бега, ЧСС падает на 10-20 уд/мин. Одной из причин, приводящих к таким ошибкам, является неправильный выбор скорости бега, а именно, превышение оптимальной скорости выполнения того или иного технического приема. Строгое соблюдение принципа безопасности ориентирования и правильное регулирование скорости бега позволяет избежать подобных потерь.

http://kompas-sport.ho.ua/

fort


Судья 1 категории

Одной из самых распространенных ошибок при регулировании скорости бега является желание "отыграться" после досадного промаха. Этого нельзя допускать ни в коем случае! Вернуть потерянное в результате совершенной ошибки время невозможно, можно (и нужно!!!) только избежать повторения ошибок в дальнейшем. Надо продолжать бежать на "свой" результат и надеяться, что соперники не сумеют избежать своих собственных ошибок. "Играй, да не отыгрывайся!" - вот "золотое" правило не только в карточных играх, но и в спортивном оринетировании.

http://kompas-sport.ho.ua/

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 2 из 4]

На страницу : Предыдущий  1, 2, 3, 4  Следующий

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения